Урок 8 Суббота, 20 августа 2016 года

«Облекитесь смиренномудрием, потому что Бог гордым противится, а
смиренным дает благодать» (1 Петра 5:5).

«Расцвет и падение Ассирии должны до конца времен служить людям на-
глядным примером». – Пророки и цари. – С.366.
Дополнительные материалы для изучения:
Пророки и цари. – С.349-366.


Воскресенье 4 августа
1. ВЕРНОЕ РУКОВОДСТВО


а. Какими словами Езекия воодушевлял свой народ встретить ассирийцев
во всеоружии? Как слова Исаии помогли в этом кризисе?
2 Паралипоменон 32:7, 8 (первая часть); Исаии 12:6.

7 будьте тверды и мужественны, не бойтесь и не страшитесь царя Ассирий-
ского и всего множества, которое с ним, потому что с нами более, нежели с ним;
8 с ним мышца плотская, а с нами Господь Бог наш,... (2 Паралипоменон 32:7,8)
6 Веселись и радуйся, жительница Сиона, ибо велик посреди тебя Святый
Израилев. (Исаия 12:6)

«К тому времени, когда Езекия взошел на иудейский престол, ассирийцы
уже увели в плен большое число детей Израиля из северного царства. Спустя
несколько лет после начала царствования, когда Езекия предпринимал все меры
для того, чтобы укрепить Иерусалим, ассирийцы осадили и захватили Самарию
и рассеяли десять колен по всем областям ассирийского царства. Границы
Иудеи находились совсем близко, до Иерусалима было меньше восьмидесяти
километров, в храме хранились сокровища – все это могло прельстить врага
вернуться. Но иудейский царь решил организовать должное сопротивление
врагу». – Пророки и цари. – С.351.


б. Почему Езекия мог полагаться на Божью помощь? Исаии 10:12, 24-27;
14:24-27. Как люди отреагировали на его призыв?
2 Паралипоменон 32:8 (посл. часть).

12 И будет, когда Господь совершит все Свое дело на горе Сионе и в Иеру-
салиме, скажет: посмотрю на успех надменного сердца царя Ассирийского и на
тщеславие высоко поднятых глаз его.
24 Посему так говорит Господь, Господь Саваоф: народ Мой, живущий на
Сионе! не бойся Ассура. Он поразит тебя жезлом и трость свою поднимет на
56
тебя, как Египет. 25 Еще немного, очень немного, и пройдет Мое негодование,
и ярость Моя обратится на истребление их. 26 И поднимет Господь Саваоф
бич на него, как во время поражения Мадиама у скалы Орива, или как простер
на море жезл, и поднимет его, как на Египет. 27 И будет в тот день: снимется с
рамен твоих бремя его, и ярмо его — с шеи твоей; и распадется ярмо от тука.
(Исаия 10:12, 24-27)
24 С клятвою говорит Господь Саваоф: как Я помыслил, так и будет; как Я
определил, так и состоится, 25 чтобы сокрушить Ассура в земле Моей и растоп-
тать его на горах Моих; и спадет с них ярмо его, и снимется бремя его с рамен
их. 26 Таково определение, постановленное о всей земле, и вот рука, простертая
на все народы, 27 ибо Господь Саваоф определил, и кто может отменить это?
рука Его простерта, — и кто отвратит ее? (Исаия 14:24-27)
8 ...И подкрепился народ словами Езекии, царя Иудейского.
(2 Паралипоменон 32:8)
«Ничто так быстро не вдохновляет и не окрыляет веру, как осуществление
ожидаемого. Иудейский царь приготовился встретить надвигающуюся бурю, и
теперь, веря, что пророчество относительно ассирийцев исполнится, он полно-
стью положился на волю Божью». – Там же.


Понедельник 15 августа

2. КРИЗИС НАСТУПАЕТ


а. Каким образом ассирийские военачальники еще больше ухудшили по-
ложение, когда, по всей видимости, перспектива для Иудеи и так была
безнадежной? Исаии 36:13-20.

13 И встал Рабсак, и возгласил громким голосом по-иудейски, и сказал:
слушайте слово царя великого, царя Ассирийского! 14 Так говорит царь: пусть
не обольщает вас Езекия, ибо он не может спасти вас; 15 и пусть не обнаде-
живает вас Езекия Господом, говоря: «спасет нас Господь; не будет город сей
отдан в руки царя Ассирийского». 16 Не слушайте Езекии, ибо так говорит царь
Ассирийский: примиритесь со мною и выйдите ко мне, и пусть каждый ест плоды
виноградной лозы своей и смоковницы своей, и пусть каждый пьет воду из своего
колодезя, 17 доколе я не приду и не возьму вас в землю такую же, как и ваша
земля, в землю хлеба и вина, в землю плодов и виноградников. 18 Итак да не
обольщает вас Езекия, говоря: «Господь спасет нас». Спасли ли боги народов,
каждый свою землю, от руки царя Ассирийского? 19 Где боги Емафа и Арпада?
Где боги Сепарваима? Спасли ли они Самарию от руки моей? 20 Который из всех
богов земель сих спас землю свою от руки моей? Так неужели спасет Господь
Иерусалим от руки моей? (Исаия 36:13-20)

«И вот решающий час с неизбежностью наступил. Ассирийские войска,
одерживая одну победу за другой, вторглись в Иудею. Будучи уверены в победе,
военачальники разделили свои силы на две армии, одна из которых должна была
отразить атаку египетских войск с юга, а другая осадить Иерусалим.
Теперь Иудее оставалось надеяться только на Господа. Всякая возможность
помощи из Египта была отрезана, и больше никто из окружающих народов не
мог протянуть им дружескую руку.
Ассирийские военачальники, уверенные в силе хорошо обученных войск,
пригласили иудейских старейшин для переговоров, во время которых самым
наглым образом потребовали сдачи города. Это требование сопровождалось
оскорблениями Бога евреев. Из-за отступничества Израиля и Иудеи имя Божье
больше не почиталось среди народов, но сделалось предметом постоянного
поношения». – Пророки и цари. – С.352.

б. Как иудеи отреагировали на насмешки высокомерных ассирийцев? Как
этот опыт должен стать напоминанием для нас в построении взаимоот-
ношений? Исаии 36:21, 22; 37:1-4.

21 Но они молчали и не отвечали ему ни слова, потому что от царя дано
было приказание: не отвечайте ему. 22 И пришел Елиаким, сын Хелкиин, на-
чальник дворца, и Севна писец, и Иоах, сын Асафов, дееписатель, к Езекии в
разодранных одеждах и пересказали ему слова Рабсака. (Исаия 36:21,22)
1 Когда услышал это царь Езекия, то разодрал одежды свои и покрылся
вретищем, и пошел в дом Господень; 2 и послал Елиакима, начальника дворца,
и Севну писца, и старших священников, покрытых вретищами, к пророку Исаии,
сыну Амосову. 3 И они сказали ему: так говорит Езекия: день скорби и наказания
и посрамления день сей, ибо младенцы дошли до отверстия утробы матерней,
а силы нет родить. 4 Может быть, услышит Господь Бог твой слова Рабсака, ко-
торого послал царь Ассирийский, господин его, хулить Бога живаого и поносить
словами, какие слышал Господь, Бог твой; вознеси же молитву об оставшихся,
которые находятся еще в живых. (Исаия 37:1-4)

«Тот же изощренный разум, который составлял заговор против верных детей
Божьих в прошлые века, все еще пытается избавить землю от боящихся Бога
и соблюдающих Его Закон… Правители, служители и члены церкви будут со
ставлять против них коварные умыслы и преследовать их. Устно и письменно,
угрозами, лестью и насмешками они будут пытаться сокрушить их веру». – Сви-
детельства для церкви. – Т.5. – С.450.
«Когда люди собираются для исследования вопросов веры, по которым у
них разные мнения, тогда откроется тот дух, который ими руководит. Стоящие
на защите истины должны быть спокойными и сдержанными. Если они имеют
ум Христов, то будут добрыми и вежливыми. Они не станут произносить резких
слов. Они не будут считать свое мнение безошибочным и не будут презрительно
относиться к тем, которые не согласны с ними. Они не будут считать их врага-
ми, и не будут насмехаться и подшучивать над ними». – Служители Евангелия
(1892). – С.389.

Вторник 16 августа

3. ВЕРА В СУРОВЫХ И ГНЕТУЩИХ ОБСТОЯТЕЛЬСТВАХ


а. Какую весть Бог послал Езекии через Исаию на пике кризиса межд
Иудеей и Ассирией? 4 Царств 19:5-7. Почему для нас так важно раз-
мышлять сегодня над этими великими историческими опытами?

5 И пришли слуги царя Езекии к Исаии, 6 и сказал им Исаия: так скажите
господину вашему: так говорит Господь: не бойся слов, которые ты слышал,
которыми поносили Меня слуги царя Ассирийского. 7 Вот Я пошлю в него дух,
и он услышит весть, и возвратится в землю свою, и Я поражу его мечом в земле
его. (4 Царств 19:5-7)

«Бог напомнит нам о Своем отношении к Своему народу в прошлом, когда
Он спасал его от врагов. Когда уже казалось, что нет ни малейшего шанса за-
щититься от нападок сатаны, Господь всегда использовал крайние меры для
проявления Своей мощи. Нужда человека – это Божья возможность». – Свиде-
тельства для церкви. – Т.5. – С.714.
«Христианский характер формируется в испытаниях, а не вдали от них.
Поношение и сопротивление побуждают последователя Христа бодрствовать
и ревностнее молиться своему могущественному Помощнику. Суровые испыта-
ния, переносимые силой благодати Божьей, развивают терпение, бдительность,
стойкость и глубокое, неизменное упование на Бога. Преимущество христиан-
ской веры состоит в том, что она помогает исповедующим ее стойко переносить
страдания, побеждать смирением, не умирать, когда тебя убивают, нести крест
и, таким образом, завоевать венец славы». – Деяния апостолов. – С.467, 468.
«Те, которые выйдут из этой великой борьбы победителями, будут пережи-
вать в своей жизни ужасные сомнения и искушения. Но они не должны терять
надежды, потому что испытание – это одно из средств воспитания в школе
Христа. Оно необходимо для того, чтобы очистить нас от ржавчины». – Вести
для молодежи. – С.63.


б. Что делали Исаия и Езекия во время кризиса?
2 Паралипоменон 32:20; 4 Царств 19:14-19.

20 И помолился царь Езекия и Исаия, сын Амосов, пророк, и возопили к
небу. (2 Паралипоменон 32:20)
14 И взял Езекия письмо из руки послов, и прочитал его, и пошел в дом
Господень, и развернул его Езекия пред лицем Господним, 15 и молился Езекия
пред лицем Господним и говорил: Господи Боже Израилев, седящий на Херуви-
мах! Ты один Бог всех царств земли, Ты сотворил небо и землю. 16 Приклони,
Господи, ухо Твое и услышь [меня]; открой, Господи, очи Твои и воззри, и услышь
слова Сеннахирима, который послал поносить [Тебя,] Бога живого! 17 Правда, о,
Господи, цари Ассирийские разорили народы и земли их, 18 и побросали богов
их в огонь; но это не боги, а изделие рук человеческих, дерево и камень; потому
и истребили их. 19 И ныне, Господи Боже наш, спаси нас от руки его, и узнают
все царства земли, что Ты, Господи, Бог один. (4 Царств 19:14-19)

«Молитва Езекии об Иудее и о чести Вседержителя отвечала намерениям
Бога. В своей молитве при освящении храма Соломон умолял Бога делать все,
«что потребно для народа Своего Израиля, изо дня в день, чтобы все народы
познали, что Господь есть Бог, и нет кроме Его» (3 Царств 8:59, 60). Особенно
во время войны и осады, когда начальники народа придут в дом Божий и станут
молить Его об избавлении, Он должен явить им Свою милость». – Пророки и
цари. – С.359.


Среда 17 августа

4. БОГ ОДЕРЖИВАЕТ ПОБЕДУ РАДИ СПРАВЕДЛИВОСТИ

а. Какое заверение дал Господь царю, а также всему иудейскому народу?
4 Царств 19:20-22, 28, 32-34. Чему мы должны научиться из того, как Бог
восполнил их нужды, хотя их земля была опустошена? Стих 29.

20 И послал Исаия, сын Амосов, к Езекии сказать: так говорит Господь Бог
Израилев: то, о чем ты молился Мне против Сеннахирима, царя Ассирийского,
Я услышал. 21 Вот слово, которое изрек Господь о нем: презрит тебя, посмеется
над тобою девствующая дочь Сиона; вслед тебя покачает головою дочь Иеру-
салима. 22 Кого ты порицал и поносил? И на кого ты возвысил голос и поднял
так высоко глаза свои? На Святаго Израилева!
28 За твою дерзость против Меня и за то, что надмение твое дошло до ушей
Моих, Я вложу кольцо Мое в ноздри твои и удила Мои в рот твой, и возвращу
тебя назад тою же дорогою, которою пришел ты.
32 Посему так говорит Господь о царе Ассирийском: «не войдет он в сей
город, и не бросит туда стрелы, и не приступит к нему со щитом, и не насыплет
против него вала. 33 Тою же дорогою, которою пришел, возвратится, и в город
сей не войдет, говорит Господь. 34 Я буду охранять город сей, чтобы спасти его
ради Себя и ради Давида, раба Моего».
29 И вот тебе, [Езекия,] знамение: ешьте в этот год выросшее от упавшего
зерна, и в другой год — самородное, а на третий год сейте и жните, и садите
виноградные сады и ешьте плоды их.
(4Царств 19:20-22,28, 32-34, 29)

«Подобно Божьему народу в древности, мы также должны быть готовы идти
вперед, когда облако поднимается и движется вперед, и остановиться, когда об-
лако останавливается. Мы должны согласовывать свои движения с руководством
Духа Божьего. Вместо того чтобы следовать по нашим собственным путям, мы
должны сотрудничать с Божественными силами. Таким образом, мы сможем
следовать за нашим Руководителем.
Для того чтобы быть христианином, человеку не обязательно обладать
огромными талантами. Человек может не иметь права голоса в законодатель-
ных собраниях, он может не иметь права выступать в сенатах или голосовать
в парламентах, однако он имеет доступ к Богу. Царь Царей низко склоняется,
чтобы выслушать молитву того, кто желает выполнять волю Господа. Ревностная
молитва, исходящая из искреннего, раскаявшегося сердца более ценна в глазах
Бога, чем красноречие. Бог слышит каждую молитву, возносимую с фимиамом
веры. Даже самое слабое дитя Божье может оказывать влияние, находящееся
в гармонии с принципами Неба. Именно в ответ на молитву Бог возобновляет
Свою работу». // Ревью энд Геральд, 23 июня 1903 года.


б. В каком смысле судьба Ассирии представляет нам общий принцип для
каждого столетия? Исаии 30:27, 28; Притчи 11:17; 16:18.

27 Вот, имя Господа идет издали, горит гнев Его, и пламя его сильно, уста
Его исполнены негодования, и язык Его, как огонь поедающий, 28 и дыхание
Его, как разлившийся поток, который поднимается даже до шеи, чтобы развеять
народы до истощания; и будет в челюстях народов узда, направляющая к за-
блуждению. (Исаия 30:27-28)
17 Человек милосердый благотворит душе своей, а жестокосердый разру-
шает плоть свою. (Притчи 11:17)
18 Погибели предшествует гордость, и падению — надменность.
(Притчи 16:18)

«С безошибочной точностью Безграничный ведет счет с народами. Пока Его
милость предоставляется в призывах к покаянию, этот счет остается открытым,
но когда цифры достигают установленной Богом величины, начинается излитие
Его гнева. Счет закрывается. Божественное терпение оканчивается. Милость
уже больше не ходатайствует за них». // Там же, 3 июня 1915 года.
«Смирится гордость Ассура, и скипетр отнимется у Египта» (Захарии
10:11). Это верно не только в отношении народов, восстававших против Бога
в древнее время, но также относится и к народам, которые в настоящее время
отказываются следовать Божественным замыслам. В день возмездия, когда
праведный Судья всей земли «развеет»народы (см. Исаии 30:28) и соблюдающие
истину войдут в Божий град, под небесными сводами раздадутся победоносные
гимны искупленных». – Пророки и цари. – С.366.


Четверг 18 августа
5. СМИРЯЯ ГОРДОСТЬ В СЕБЕ


а. Какие практические уроки мы должны извлечь из рассмотренного нами
опыта с участием Езекии, Исаии и ассирийцев? 1 Петра 5:5-7; Притчи 16:18.

5 Также и младшие, повинуйтесь пастырям; все же, подчиняясь друг другу,
облекитесь смиренномудрием, потому что Бог гордым противится, а смиренным
дает благодать. 6 Итак смиритесь под крепкую руку Божию, да вознесет вас в
свое время. 7 Все заботы ваши возложите на Него, ибо Он печется о вас.
(1 Петра 5:5-7)
18 Погибели предшествует гордость, и падению — надменность.
(Притчи 16:18)

«Бог может наказывать по-разному, и наказание несомненно последует,
если лелеется гордость… Если человек превозносится чувством собственно-
го достоинства и полагается на свои человеческие силы, то его несомненно
одолеет искушение. Бог поставит его на место. Он покажет такому человеку
его абсолютную слабость, чтобы тот мог почувствовать нужду в Божественной
помощи». – Рукописи. – Т.21. – С.332, 333.
«Мы должны ежедневно смиряться перед Богом и не считать, что наша му-
дрость совершенна. Мы должны приниматься за дело, серьезно подумав. Мы не
должны молиться Богу, чтобы Он смирил нас, ибо, когда Господь возьмется за
нас, Он смирит нас таким образом, что мы не будем рады этому. Но мы должны
ежедневно смиряться под могущественной рукой Божьей и совершать свое
личное спасение со страхом и трепетом. В то время как Бог действует в нас
по Своему благоволению, мы должны сотрудничать с Ним, когда Он действует
через нас. Мы должны остерегаться превозносить свои души, остерегаться са-
молюбия. Вы можете сказать: «Как мне узнать, пребывает ли Христос в моем
сердце?» Если, когда вас критикуют или исправляют, или когда все идет не так,
как вы задумали, вы позволяете себе раздражаться, вместо того чтобы принять
обличение и проявить терпение и доброту, то это означает, что Христос не живет
в вашем сердце.
Христос так высоко оценил человека, что отдал Свою Собственную жизнь,
чтобы искупить человечество; Он требует, чтобы все наши силы и способности
были полностью покорены Ему. Но мы не должны оценивать себя только в том
свете, в котором Бог оценил нас посредством Голгофского креста. Давайте не
будем бояться проявлять свое смирение посредством доброты, вежливости и
терпения! Не позволяйте своему «я» восстать и подумать: «Это мне они пытаются
навредить своими лживыми словами». // Ревью энд Геральд, 12 июля 1887 года.


Пятница 19 августа
ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОВТОРЕНИЯ
1. Каким образом Езекия оказался на высоте перед лицом угроз со
стороны ассирийцев?
2. Как мы должны реагировать на «сеннахиримов» в нашей жизни?
3. Как Бог выполнил Свой древний завет во время кризиса, с кото-
рым столкнулась Иудея?
4. Чему мы можем научиться из того факта, как растворилось ка-
жущееся процветание Ассирии?
5. Перечислите несколько «лакмусовых» тестов, раскрывающих
индивидуальный уровень смирения каждого человека.