Урок 1 Суббота, 2 июля 2016 года

«Что еще надлежало бы сделать для виноградника Моего, чего Я не
сделал ему? Почему, когда Я ожидал, что он принесет добрые грозды, он
принес дикие ягоды?» (Исаии 5:4).

«Откажитесь от своеволия, от долго лелеемых привычек, чтобы вы смогли
принять принципы истины. Таким образом вы станете ветвью Истинной Лозы и
будете приносить не дикий виноград или дикие ягоды, но богатые грозди драго-
ценного плода». // Ревью энд Геральд, 12 апреля 1892 года.


Дополнительные материалы для изучения:
Пророки и цари. – С.15-22, 303-305.


Воскресенье 26 июня
1. ЗАБОТЛИВО ЛЕЛЕЕМЫЙ ВИНОГРАДНИК


а. С какой целью Творец избрал и утвердил еврейский народ?
Бытие 12:2; Второзаконие 7:6-8; 26:17-19.

2 и Я произведу от тебя великий народ, и благословлю тебя, и возвеличу
имя твое, и будешь ты в благословение (Бытие 12:2)
6 ибо ты народ святый у Господа, Бога твоего: тебя избрал Господь, Бог твой,
чтобы ты был собственным Его народом из всех народов, которые на земле.
7 Не потому, чтобы вы были многочисленнее всех народов, принял вас Господь
и избрал вас, — ибо вы малочисленнее всех народов, — 8 но потому, что лю-
бит вас Господь, и для того, чтобы сохранить клятву, которою Он клялся отцам
вашим, вывел вас Господь рукою крепкою [и мышцею высокою] и освободил
тебя из дома рабства, из руки фараона, царя Египетского. (Второзаконие 7:6-8)
17 Господу сказал ты ныне, что Он будет твоим Богом, и что ты будешь
ходить путями Его и хранить постановления Его и заповеди Его и законы Его, и
слушать гласа Его; 18 и Господь обещал тебе ныне, что ты будешь собственным
Его народом, как Он говорил тебе, если ты будешь хранить все заповеди Его,
19 и что Он поставит тебя выше всех народов, которых Он сотворил, в чести,
славе и великолепии, что ты будешь святым народом у Господа Бога твоего, как
Он говорил. (Второзаконие 26:17-19)


б. Почему этот народ должен был испытывать глубокую благодарность к
Богу? Второзаконие 32:9-12.

9 ибо часть Господа народ Его, Иаков наследственный удел Его. 10 Он на-
шел его в пустыне, в степи печальной и дикой, ограждал его, смотрел за ним,
хранил его, как зеницу ока Своего; 11 как орел вызывает гнездо свое, носится
над птенцами своими, распростирает крылья свои, берет их и носит их на перьях
своих, 12 так Господь один водил его, и не было с Ним чужого бога.
(Второзаконие 32:9-12)


в. Каким образом Бог планировал через еврейский народ благословить
другие народы? Как это применимо к нам сегодня?
Второзаконие 4:5-8; От Матфея 5:16.

5 Вот, я научил вас постановлениям и законам, как повелел мне Господь, Бог
мой, дабы вы так поступали в той земле, в которую вы вступаете, чтоб овладеть
ею; 6 итак храните и исполняйте их, ибо в этом мудрость ваша и разум ваш пред
глазами народов, которые, услышав о всех сих постановлениях, скажут: только
этот великий народ есть народ мудрый и разумный. 7 Ибо есть ли какой великий
народ, к которому боги его были бы столь близки, как близок к нам Господь, Бог
наш, когда ни призовем Его? 8 и есть ли какой великий народ, у которого были
бы такие справедливые постановления и законы, как весь закон сей, который я
предлагаю вам сегодня? (Второзаконие 4:5-8)
16 Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые
дела и прославляли Отца вашего Небесного. (От Матфея 5:16)

«Око Господне наблюдает за всеми из Его народа; у Него есть Свои планы
для каждого человека. Его замысел состоит в том, чтобы исполняющие Его
святые заповеди стали особым народом…
Не только этому миру, но и всей Вселенной мы обязаны явить принципы
[Божьего] Царства». – Свидетельства для церкви. – Т.6. – С.12, 13.


Понедельник 27 июня


2. СОСТОЯНИЕ ВИНОГРАДНИКА СЕГОДНЯ
а. Почему Бог был разочарован виноградником, который так любил?
Исаии 5:1-4.

1 Воспою Возлюбленному моему песнь Возлюбленного моего о виноградни-
ке Его. У Возлюбленного моего был виноградник на вершине утучненной горы,
2 и Он обнес его оградою, и очистил его от камней, и насадил в нем отборные
виноградные лозы, и построил башню посреди его, и выкопал в нем точило, и
ожидал, что он принесет добрые грозды, а он принес дикие ягоды. 3 И ныне,
жители Иерусалима и мужи Иуды, рассудите Меня с виноградником Моим.
4 Что еще надлежало бы сделать для виноградника Моего, чего Я не сделал
ему? Почему, когда Я ожидал, что он принесет добрые грозды, он принес дикие
ягоды? (Исаии 5:1-4)

«[Иудейский народ] хотел присвоить себе плоды виноградника, над которым
они были поставлены управителями. Их алчность и жадность стали причиной
того, что их стали презирать даже язычники. Таким образом языческому миру
был дан повод для неправильного истолкования характера Бога и законов Его
царства». – Пророки и цари. – С.20, 21.


б. В каком случае церковь не приносит плодов от Истинной Лозы?
От Иоанна 15:4.

4 Пребудьте во Мне, и Я в вас. Как ветвь не может приносить плода сама
собою, если не будет на лозе: так и вы, если не будете во Мне. (От Иоанна 15:4)


«Господь насадил Свою церковь, как виноградную лозу на плодородном
поле… Но насажденная Богом лоза пригнулась к земле и стала цепляться уси-
ками за подпорки, установленные человеком. Ее ветви раскинулись далеко и
широко, но на них созревают лишь дикие ягоды…
Господь даровал Своей церкви великие благословения. Справедливость
требует, чтобы она вернула эти таланты с прибылью. Поскольку умножились
сокровища истины, переданные церкви на хранение, то умножились и ее обя-
занности. Но вместо того чтобы воспользоваться этими дарами и поспешить к
совершенству, она потеряла даже то, чего достигла на заре своего существова-
ния. Ее духовное состояние менялось постепенно и почти незаметно. Когда она
начала искать дружбу с миром и мирские почести, ее вера ослабла, ревность
угасла, а пламенная преданность уступила место мертвому формализму. С
каждым шагом в сторону мира церковь все дальше и дальше уходила от Бога.
Поскольку в ней стали процветать гордость и мирские амбиции, дух Христа
удалился, а вместо него воцарился дух соперничества, разногласий и вражды;
именно этот дух стал смущать и ослаблять церковь». – Свидетельства для
церкви. – Т.5. – С.240, 241.


в. Какие плоды мы должны приносить, в соответствии с ожиданиями Бога?
К Галатам 5:22, 23.

22 Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосер-
дие, вера, 23 кротость, воздержание. На таковых нет закона. (К Галатам 5:22,23)

«После стольких усилий и терпеливой заботы Христа о Своей церкви Он
ожидает, что она принесет цельный плод: веру, терпение, любовь, воздержание,
устремленность к горнему, кротость. Эти грозди созревают как под ярким солн-
цем, так и среди бурь, мрака и любого ненастья». – Там же. – С.117.


Вторник 28 июня

3. ИЗБЕГАЯ ПОВЕРХНОСТНОГО ОПЫТА


а. Опишите состояние духовного виноградника Господа в начале царство-
вания Озии, царя иудейского.
4 Царств 15:1-3; 2 Паралипоменон 26:1-7, 15.

1 Нееман, военачальник царя Сирийского, был великий человек у господи-
на своего и уважаемый, потому что чрез него дал Господь победу Сириянам; и
человек сей был отличный воин, но прокаженный. 2 Сирияне однажды пошли
отрядами и взяли в плен из земли Израильской маленькую девочку, и она слу-
жила жене Неемановой. 3 И сказала она госпоже своей: о, если бы господин
мой побывал у пророка, который в Самарии, то он снял бы с него проказу его!
(4 Царств 15:1-3)
1 И взял весь народ Иудейский Озию, которому было шестнадцать лет, и
поставили его царем на место отца его Амасии. 2 Он обстроил Елаф и возвра-
тил его Иудее, после того как почил царь с отцами своими. 3 Шестнадцати лет
был Озия, когда воцарился, и пятьдесят два года царствовал в Иерусалиме;
имя матери его Иехолия из Иерусалима. 4 И делал он угодное в очах Господних
точно так, как делал Амасия, отец его; 5 и прибегал он к Богу во дни Захарии,
поучавшего страху Божию; и в те дни, когда он прибегал к Господу, споспеше-
ствовал ему Бог. 6 И он вышел и сразился с Филистимлянами, и разрушил стены
Гефа и стены Иавнеи и стены Азота; и построил города в области Азотской и
у Филистимлян. 7 И помогал ему Бог против Филистимлян и против Аравитян,
живущих в Гур-Ваале, и против Меунитян;
15 И сделал он в Иерусалиме искусно придуманные машины, чтоб они
находились на башнях и на углах для метания стрел и больших камней. И про-
неслось имя его далеко, потому что он дивно оградил себя и сделался силен.
(2 Паралипоменон 26:1-7, 15)

«Со смертью Соломона на протяжении двух столетий ничье правление не
приносило такого благоденствия, как царствование Озии [также известного как
Азария] в земле Иуды и Вениамина. В течение многих лет этот царь благораз-
умно управлял своим царством. Его войско, пользуясь благословением Неба,
отвоевало некоторую часть территории, прежде захваченной врагами. Города
были восстановлены и укреплены, положение нации среди окружающих народов
стало более прочным. Возродилась торговля, и богатства других народов рекой
потекли в Иерусалим». – Пророки и цари. – С.303.


б. Перечислите некоторые духовные недостатки, омрачавшие эту картину.
4 Царств 15:4.

4 Только высоты не были отменены: народ совершал еще жертвы и курения
на высотах. (4 Царств 15:4)

«Это преуспевание [при Озии] не сопровождалось духовным подъемом.
Служение в храме продолжалось как и в былые годы, и для поклонения Живому
Богу собиралось множество молящихся, но незаметно простота и искренность
уступили место гордости и формализму». – Там же. – С.303, 304.


в. Каким образом нежелание устранить зло клеймит нас?
Песни Песней 2:15.

15 Ловите нам лисиц, лисенят, которые портят виноградники, а виноградники
наши в цвете. (Песни Песней 2:15)

«Многие лелеют пороки в своем характере и извиняют их, однако их нужно
искоренить. Всякое уклонение от правды есть грех, а грех должен быть устранен.
Мы не имеем права жить беспечно перед нашими собратьями и перед миром.
Многие исповедуют свои грехи вновь и вновь, но не оставляют их посред-
ством искреннего раскаяния. Когда искушения осаждают душу, то даже самые
волевые решения и неусыпная бдительность без твердой целеустремленности
и помощи благодати Божьей будут тщетны и бессильны». // Знамения времени,
6 марта 1884 года.
«Именно эти «лисенята» портят виноградник: маленькие небрежности,
маленькие недостатки, маленькие нечестности, небольшие уклонения от принципа,

которые ослепляют душу и отделяют ее от Бога». – В Небесных обителях. – С.226.

Среда 29 июня


4. ЗАПЯТНАВШИЙ СЕБЯ ИЗ-ЗА ГОРДОСТИ
а. Почему Озию постигло несчастье?
2 Паралипоменон 26:16-21; Числа 15:30.

16 Но когда он сделался силен, возгордилось сердце его на погибель его,
и он сделался преступником пред Господом Богом своим, ибо вошел в храм
Господень, чтобы воскурить фимиам на алтаре кадильном. 17 И пошел за ним
Азария священник, и с ним восемьдесят священников Господних, людей от-
личных, 18 и воспротивились Озии царю и сказали ему: не тебе, Озия, кадить
Господу; это дело священников, сынов Аароновых, посвященных для кажде-
ния; выйди из святилища, ибо ты поступил беззаконно, и не [будет] тебе это
в честь у Господа Бога. 19 И разгневался Озия, — а в руке у него кадильница
для каждения; и когда разгневался он на священников, проказа явилась на
челе его, пред лицем священников, в доме Господнем, у алтаря кадильного.
20 И взглянул на него Азария первосвященник и все священники; и вот у
него проказа на челе его. И понуждали его выйти оттуда, да и сам он спешил
удалиться, так как поразил его Господь. 21 И был царь Озия прокаженным до
дня смерти своей, и жил в отдельном доме и отлучен был от дома Господня.
А Иоафам, сын его, начальствовал над домом царским и управлял народом
земли. (2 Паралипоменон 26:16-21)
30 Если же кто из туземцев, или из пришельцев, сделает что дерзкою ру-
кою, то он хулит Господа: истребится душа та из народа своего (Числа 15:30)
«Самонадеянность царя и явилась тем грехом, который повлек за собой
столь гибельные последствия. Грубо попирая одно из постановлений Иеговы,
четко предписывающее совершать священнодействия только потомкам Аарона,
Озия вошел в святилище, «чтобы воскурить фимиам на алтаре кадильном».
Первосвященник Азария и его помощники пытались возражать, умоляя царя не
делать этого. «Ты поступил беззаконно, – говорили они, – и не будет тебе это
в честь» (2 Паралипоменон 26:16, 18).

Озия сильно разгневался, что его, царя, посмели обличать. Однако пре-
небречь протестами священников и осквернить святилище ему не было позво-
лено. Ярость переполняла его, но внезапно разразился суд Божий: на лбу Озии
появились признаки проказы. В отчаянии он бросился бежать, чтобы никогда
уже не входить во двор храма. До самой своей смерти, которая последовала
несколько лет спустя, Озия не смог избавиться от проказы, став живым при-
мером безумного нарушения четких слов: «Так говорит Господь». Ни высокое
положение, ни долгие годы верного служения не могли оправдать греха само-
надеянности, который опорочил последние годы его царствования и навлек на
него суд Неба». – Пророки и цари. – С.304.
«Господь рукоположил мужей на определенные должности в Своей церк-
ви, и Он не желает, чтобы они оставляли тот пост, на который Он их назначил.
Если Господь дает им успех, то они не должны превозноситься и думать, что
способны выполнять работу, к которой они не подготовлены и к которой Он их
не призывал». // Ревью энд Геральд, 14 августа 1900 года.

б. Как Бог рассматривает гордость? Притчи 6:16, 17; Иакова 4:6.
16 Вот шесть, что ненавидит Господь, даже семь, что мерзость душе Его:
17 глаза гордые, язык лживый и руки, проливающие кровь невинную
(Притчи 6:16,17)

6 Но тем большую дает благодать; посему и сказано: Бог гордым противится,
а смиренным дает благодать. (Иакова 4:6)

«Человек, совершивший тяжкий грех, может чувствовать стыд, сознавать
свое убожество и нужду в благодати Христа, но гордый ни в чем не нуждается,
поэтому его сердце закрыто для Христа и Его неисчислимых благослове-
ний». – Путь ко Христу. – С.30.
«Гордость, самоуверенность, любовь к миру, придирчивость, злоба, за-
висть – это плоды, приносимые многими людьми, исповедующими религию
Христа. Их поведение резко отличается от характера Христа… С такого рода
«обращениями» Христос не имеет ничего общего». // Ревью энд Геральд, 15
апреля 1902 года.


Четверг 30 июня


5. СТОЛКНУТЬСЯ С ПОСЛЕДСТВИЯМИ ИЛИ ИЗБРАТЬ ПО-
СВЯЩЕНИЕ?
а. Опишите, в каком состоянии находились Израиль и Иудея в то время,
когда Исаия был призван к пророческому служению. Исаии 1:1-9, 21-23.

1 Видение Исаии, сына Амосова, которое он видел о Иудее и Иерусалиме,
во дни Озии, Иоафама, Ахаза, Езекии — царей Иудейских. 2 Слушайте, небеса,
и внимай, земля, потому что Господь говорит: Я воспитал и возвысил сыновей,
а они возмутились против Меня. 3 Вол знает владетеля своего, и осел — ясли
господина своего; а Израиль не знает [Меня], народ Мой не разумеет. 4 Увы,
народ грешный, народ обремененный беззакониями, племя злодеев, сыны по-
гибельные! Оставили Господа, презрели Святаго Израилева, — повернулись
назад. 5 Во что вас бить еще, продолжающие свое упорство? Вся голова в
язвах, и все сердце исчахло. 6 От подошвы ноги до темени головы нет у него
здорового места: язвы, пятна, гноящиеся раны, неочищенные и необвязанные и
не смягченные елеем. 7 Земля ваша опустошена; города ваши сожжены огнем;
поля ваши в ваших глазах съедают чужие; все опустело, как после разорения
чужими. 8 И осталась дщерь Сиона, как шатер в винограднике, как шалаш в
огороде, как осажденный город. 9 Если бы Господь Саваоф не оставил нам не-
большого остатка, то мы были бы то же, что Содом, уподобились бы Гоморре.
21 Как сделалась блудницею верная столица, исполненная правосудия!
Правда обитала в ней, а теперь — убийцы. 22 Серебро твое стало изгарью,
вино твое испорчено водою; 23 князья твои — законопреступники и сообщники
воров; все они любят подарки и гоняются за мздою; не защищают сироты, и дело
вдовы не доходит до них. (Исаия 1:1-9, 21-23)


«Когда царствование Озии подходило к концу и бремя управления страной
лежало в основном на Иоафаме, молодой Исаия, который вел свое происхож-
дение из царского рода, был призван к пророческому служению… [Царство]
лишилось Божественной защиты, и ассирийские войска были готовы занять
всю Иудею.
Но какими бы серьезными ни казались опасности извне, они не были столь
пагубными, как внутренние. Упрямство народа причиняло Божьему слуге силь-
ные душевные страдания и создавало для него большие затруднения». – Про-
роки и цари. – С.305.


б. Что подытоживает бедственное положение людей, верных Богу и в те
времена, и сейчас? Псалтирь 10:3.

3 Когда разрушены основания, что сделает праведник? (Псалтырь 10:3)
«Упоение властью и богатством породило гордыню, страсть к развлечениям,
безудержное пьянство и кутежи… Среди всех сословий настолько процветало
беззаконие, что и те немногие, кто оставался верен Богу, часто подвергались ис-
кушению потерять самообладание и впасть в отчаяние и разочарование». – Там
же. – С.306.
«Если другие безумно желают земных наслаждений, то вам следует страстно
жаждать безошибочных доказательств Божьей любви и пламенно и искренне
взывать: кто покажет мне, как сделать верным мое звание и избрание?» – Сви-
детельства для церкви. – Т.2. – С.145.


Пятница 1 июля
ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОВТОРЕНИЯ
1. Что стало причиной ослабления веры церкви Божьей?
2. Назовите одну, кажущуюся маленькой оплошность, допущенную
во время правления Озии.
3. Почему Бог считает гордость таким тяжким грехом? А как счи-
таем мы?
4. Как, в конечном итоге, внешнее процветание иудеев повлияло на
них как на народ?
5. Что необходимо осознать верным Богу людям, живущим в период
вырождения?